Доклад Технического директора проектно-инжинирингового бюро «СанТехПроект» , кандидата технических наук А.Я. Шарипова на VIII Международном конгрессе «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ. XXI ВЕК»

26 декабря 2014 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление  за № 1521, которым с 1 июля 2015 года вводятся в действие национальные стандарты и Своды правил (актуализированные редакции СНиП) с перечнем статей и пунктов, применение которых производится на обязательной основе.

В соответствии с п. 2 проектная документация предоставленная на государственную и негосударственную экспертизу будет проверятся на соответствие требованиям включенным в обязательный перечень.

К сожалению, юристами из госструктур, составляющими эти перечни, так и не были приняты  предложения проектного сообщества об исключения  деления требований Сводов правил на обязательные и не обязательные.

По мнению большинства проектного сообщества в процессе ознакомления и практики пробного применения актуализированных редакций  СНиП, разделение Сводов правил на части обязательного и добровольного применения вносит путаницу и дополнительные трудности как для проектных, так и экспертных организаций.

Проектная документация дополнительно  анализируется на соблюдение не только Сводов правил в целом, но и отдельных пунктов и частей обязательного и добровольного действия.

Так например, повышение сметной стоимости строительства всегда можно будет оправдать затратами на выполнение требований обязательного порядка, что на практике очень трубно проверить.

В процессе актуализации большинства СНиП были изменены нумерация частей и пунктов обязательного применения указанных в перечне  по Распоряжению Правительства Российской Федерации № 1047р от 21 июня 2010 г.

Правительственным чиновникам  с юридическим, экономическим образованием потребовалось почти 2 года для того, чтобы отредактировать новое Постановление с измененными номерами частей и пунктов.

К сожалению, следует заметить, что как при подготовке проекта распоряжения № 1047, так при подготовке Постановления № 1521 государственные чиновники не привлекали к этой работе специалистов — разработчиков.

В июле 2014 года был опубликован проект этого Постановления. Проект в представленной редакции  претерпел некоторые изменения без согласования с авторами разработки актуализированных СНиП против ранее представленных предложений.

В некоторых случаях было непонятно, это редакционные ошибки или опечатки.

Как бы то ни было, представленные к проекту предложения, направленные  разработчикам проекта постановления в большей части не были приняты.

Так, например, не включены в перечень обязательных требований пунктов 4.7, 6.4.15 СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация»,  обуславливающие требования к качеству и надежности используемых во внутренних системах водопровода и канализации, трубопроводов, арматуры, оборудования, изоляционных материалов обеспечивающих технологическую и экологическую безопасность этих систем в жилых и общественных зданиях.

С учетом изменений внесенных в последнее время в некоторые законодательные акта следовало бы включить в перечень обязательных требования пунктов 7.2.7; 7.2.10; 7.2.11; 7.3.4; 7.3.9; 7.4.5; 8.5.1; раздел 11.

В СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

  • исключен п. 4.7 регламентирующие требования по обеспечению безопасности использования газового оборудования в системах отопления зданий;
  • исключен п. 5.3, устанавливающий требования к параметрам микроклимата в кондиционируемых помещениях, обеспечивающих охрану здоровья и санитарно-гигиенические условия на рабочих местах для людей;
  • исключен из раздела 6.1 п. 6.1.6 и 6.1.7 устанавливающие требования по ограничению температур поверхностей нагрева, для особых категорий помещений, в том числе для детских дошкольных учреждений и т.д. При этом оставлен для обязательного применения Приложение Д, на которое ссылаются требования этих пунктов;
  • исключен из раздела 6.2 п. 6.2.6 регламентирующий выбор систем отопления в помещениях, относящихся к взрывопожароопасным категориям;
  • исключен из раздела 6.3 п. 6.3.2 регламентирующий безопасную прокладку трубопроводов внутреннего теплоснабжения;
  • в разделе 6.4 исключены п. 6.4.2 и 6.4.3 с требованиями размещения отопительных приборов, обеспечивающими безопасность в категорируемых помещениях.
  • пункты 6.4.12 и 6.4.13 исключены из перечня обязательного применения, в то время, как они регламентируют безопасность использования газовых отопительных приборов;

В разделе 6.5 исключены пункты 6.5.2 — 6.5.7, регламентирующие   безопасную установку газовых теплогенераторов;

  • исключен полностью раздел 6.6. Несмотря на то, что раздел устанавливает требования к системам теплоснабжения жилых. общественных и производственных зданий высотой до 3 этажей, проектная документация на которые не проходит экспертизу, тем не менее эти требования касаются обеспечения безопасности при использовании газа и газового оборудования в быту (жизнь, здоровье, сохранность имущества) и на этот раздел не распространяются требования закона о промышленной безопасности.

СП 89.13330.2012 «Котельные установки».

  • исключены пункты 17.14 и 17.18 требования которых направлены на обеспечение безопасности вентиляционных систем взрывоопасных помещений и воздуховодов.

Свод правил не отдает предпочтение использованию в проектах типов котлов. Однако с учетом нынешней ситуации применения санкций против России  и развития импортозамещающих технологий  следует более  шире использовать производство отечественных водотрубных котлов.

Расчеты показывают, что водотрубные котлы отечественных: Драгобужского, Бийского, Подольского заводов по своим технико-экономическим характеристикам не уступают  жаротрубным котлам западно — европейских фирм. При использовании современных горелочных устройств могли бы составить достойную конкуренцию.

С 1-го июля все включенные в перечень  Постановления № 1521 Своды правил вводятся в действие. Актуализация их готовилась в очень спешном порядке, хотя потом  2 года пылились в чиновничьих столах.

Хотелось бы надеется, что все проектное сообщество при использовании этих нормативных документов, конструктивно и критично отнесется к требованиям изложенных в них, с тем, чтобы на основании присланных замечаний и предложений было достаточно материалов для исправлений и улучшения требований Свода правил.

К.т.н.                                                       А.Я. Шарипов

 

-->